Йога и медицина: откуда различия?

16.05.2017

Патанджали и Восточная йога

Хотя йога впервые была упомянута в древних ведических индийских текстах уже приблизительно 3000 лет назад, считается что до это она уже существовала многие века в виде устной традиции. Различные ссылки на йогу в этих древних текстах были собраны и переработаны Патанджали в Йога Сутрах в период 200- 800год до Н.Э.В этой работе Патанджали излагает базовое философское подспорье за теми действиями, которые практикующий должен совершить для достижения стабильного состояния ума, неколеблющегося внимания и для открытия ворот в высшие состояние осознанности и безграничной свободы от страданий обычной жизни.

Существует множество вариаций практик, основанных на Сутрах Патанджали, в том числе и хатха йога, которая привлекает позы йоги как ключевую точку для увеличения силы практикующего и оттачивания его мастерства самоосознания и концентрации. Сама хатха йога, основанная на асанах, сравнительно молода, возможно возникла в 15 веке. Патанджали говорит о позах то, что они должны быть сделаны так, чтобы практикующий был устойчив, внимателен, изящен и со спокойный умом. Хотя сами Йога Сутры Патанджали не обозначат асаны поименно, асаны прошли сквозь века как один из краеугольных камней практики хатха йоги на сегодняшний день.

Считается, что есть 750 000 асан хатха йоги, которые выполняются с намерением обуздания врожденной телесной энергии и поднятия ее вверх (посредством силы воли и осознанности) или вниз (посредством релаксации). То, что асаны йоги имеют ощутимый терапевтический эффект стало известно совсем недавно, по сравнению со знанием об их использованием для концентрации ментальных сил и попыток достижения освобождения. Нечего и говорить о том, что первоначально они предназначались не для терапевтических целей.

Так как вскрытие трупов исторически было запрещено в Восточной традиции, восточные доктора обретали свое понимание работы тела посредством наблюдения за людьми и обменом энергии в теле. Как говорит Васант Лад – Восточная медицинская концепция, в частности Аюрведа и врачи-йоги прошлого и настоящего, используют методы принятия, наблюдения и опыта. Западная медицина наоборот – основана на задавании вопросов, анализе и логических умозаключениях.

Действуя своим образом, йоги Востока разделяли тело на физические зоны, интуитивно помещая в каждую главные психические центры тела – Чакры.

Чакры

Нейроэндокринные железы

Психологические атрибуты

Половая

Яички /яичники

Сексуальность

Крестцовая

Надпочечники

Страх

Солнечное сплетение

Поджелудочная железа

Сила

Сердце

Вилочковая железа (тимус)

Любовь

Горло

Щитовидная железа

Творчество

Межбровье

Гипофиз

Интуиция

Макушка

Шишковидная железа

Блаженство

Хотя чакры и не предназначались для описания физического тела, удивительно видеть, насколько близко они соотносятся с известными эндокринными железами. Взаимосвязи чакр и желез будут рассмотрены в других главах (стр. 201 оригинальной книги). Также частью Восточного достояния является разделение тела на 5 оболочек, 2 самые известные из которых Аннамая коша (анатомическое тело) и Пранамая коша (физиологическое тело). Именно на уровне этих двух самых внешних оболочек Восточной точки зрения на тело мы и надеемся найти наибольшие соприкосновения с концепциями Западной медицины.

Западная медицина

Современная западная практика физических упражнений по происхождению Греческая. Первым греком, который писал по этому поводу был Геродот около 480г.до н.э. В то же время Гиппократ, ученик Геродота, писал, что Геродот «убивал» слабость ходьбой, борьбой и припарками. Цитируя Гиппократа «нет ничего более губительного для лихорадки, чем борьба, ходьба и массаж. Это как лечить расстройство расстройством (клин клином вышибают)». Платон осуждал Геродота за чрезмерное использование упражнений, говоря, что двадцатимильные прогулки были чересчур для пациентов, хотя позднее он изменил свое мнение.

Современная пропасть между Западной медициной и Восточной йогой заключается в основном в ранних различиях между Восточными и Западными типами медицинских опытов: в противопоставлении ситуации восточной традиции, которая наблюдала за живыми телами (с «энергией»), Западная медицина формировалась на фактах, полученных от вскрытия трупов (15 век), то есть из лишенных энергии тел.

Сейчас Западное внимание остается прикованным к использованию неодушевленных инструментов для изучения врожденных аспектов физического, ментального и эмоционального состояний живых существ.

Хотя Гиппократ еще на заре формирования Западной медицинской мысли и подчеркивал важность для врачей одновременного понимания как тела так и Разума, его наставлениями по большей части пренебрегают сейчас, разделяя изучение этих двух предметов. Сама западная медицина как таковая сформировалась только в 19 веке, наконец-то отбросив религию и суеверия, оставив позади влияние шаманов, мифов и магии, взамен развив такие инструменты медицинской науки, как эксперимент и логическое умозаключение. С тех пор и началось развитие западной медицины, преуспевающей (в определенном роде) в исследованиях, изобретениях и раздвижении границ знания относительно тела и ума, хотя это развитие и несколько однобоко.

Успех Западной науки состоял почти полностью в наблюдении за физическими явлениями, и именно это исторически связало ее философией материального, согласно которой все наблюдаемое может быть сведено к пониманию базовых физических процессов. Эта философия (редукционизма), в конце концов, привела Западных ученых к шаблонному отношению к явлениям, которые не могут быть объяснены в границах чисто физического восприятия, и развешиванию ярлыков на экспериментаторов как «недостаточно отстраненных от объекта исследований», или производящих «невоспроизводимые эксперименты», «ненаучно или слишком сложно к пониманию». Кроме того, другим фактором невыразимости опыта Восточных практиков по отношению к Западным является то, что Восток лучше передает знания правополушарным невербальным мышлением, и намного хуже – левополушарными терминами, соотносящимися с физическим миром.

С Западной точки зрения функционирование тела может быть разделено на 11 подсистем: кожная (внешняя кожа), скелетная ( кости и суставы), мышечная, нервная, эндокринная, сердечнососудистая, лимфатическая, дыхательная, пищеварительная, выделительная и репродуктивная. Главы этой книги в большей степени ориентированы на эти 11 «Западных» систем.

ДВА ВЗГЛЯДА НА МИР

Видя огромное количество книг по Западной медицине на всех уровнях изучения и схожее количество книг по йоге, кажется странным почему книги, посвященные глубокому анализу взаимосвязей этих полюсов стали появляться только недавно. Конечно, можно заявить, «а почему же так мало книг о взаимосвязи балетного искусство и архитектуры бальных залов», но, серьезно, в этом случае не приходитсяожидать много полей соприкосновения, в то время как между медициной и йогой – смежные поля очевидны. Вполне резонно ожидать, что «истины» практики йогасан выдержать в прямом сопоставлении с «истинами» Западной медицины, если они истинны вообще.

В отношении вопроса нехватки книг, посвященных разбору общих моментов медицины и йоги, важным может быть то, что эти дисциплины относятся к двум разным типам мышления, свойственным человеку. В таблице ниже приведены примеры взгляда на вещи с разных точек зрения, относящихся к Западному и Восточному мировоззрению. 

Мировоззрение 1

Мировоззрение 2

Древний

Современный

Традиционный

Нетрадиционный

Интуитивный

Демонстративный

Субъективный

Объективный

Нерациональный

Рациональный

Вера

Причинно-следственный

Мистический

Материалистический

Ощущения

Знания

Восприятие

Факты

Правое полушарие

Левое полушарие

Инь

Ян

Мягкий

Твердый

Расплывчатый

Определенный

Нелинейный

Линейный

Восток

Запад

Луна

Солнце

Женский

Мужской

Шакти

Шива

 

 

Врожденное несоответствие

К сожалению, качества в двух списках настолько противоположны, что их комбинация приводит к смешным оксиморонам:расплывчатые факты, субъективный реальный мир, рациональная вера и т.п.

Даже более смешные комбинации: Йогическая Наука или Научная Йога.

Первое что приходит в голову, это то, что эти противоположные категории Йога и Наука могут размещаться в сознании последовательно, а не одновременно, иначе вызываемый диссонанс был бы слишком непосильным! Однако, целью этого пособия является демонстрация того, что поля йоги и медицины связаны намного ближе и предоставляют более рациональную связь между двумя Мировоззрениями, служа источником множества новых и полезных идей. Если посмотреть в другой перспективе, Орнштейн рассуждал над развилкой восприятия, сильно похожей на показанную в таблице. Он связывал это разделение восприятия с двумя полушариями мозга, где Мировоззрение 1 представлено правым полушарием, а Мировоззрение 2 представлено левым. Как будет показано позже ( в другой главе книги), есть огромное количество свидетельств того, что наш мыслительный процесс (у здорового человека) колеблется между доминирование правого и левого полушария каждые несколько часов, то есть мы склоняемся то к одному то к другому Мировоззрению по несколько раз в сутки!

В отсутствии какой бы то ни было согласованности в кажущемся конфликте между наукой и йогой и с связи с доминированием Мировоззрения 2 в Западном мире, мы приходим к ситуации, в которой многие Западные доктора, превозносящие науку выше всего, оставляют йогическое понимание тела вообще без внимания, так как его не подтверждают западными средствами. В свою очередь многие Йоги не уделяют западной медицине должного внимания, так как в условиях рождения и развития йоги Западной медицины еще не существовало вовсе.